Данная программа составлена на основе программы, рекомендованной IAAP.
Программа «Базовый курс по аналитической психологии» предназначена для студентов и выпускников психологических, философских, филологических, медицинских факультетов. По окончанию курса слушатели получают диплом Самарской Гуманитарной Академии о переподготовке специалиста в области аналитической психологии. Обучение проводится в он-лайн формате, с использованием современных интерактивных технологий, позволяющих студентам не только слушать лекции, но и активно участвовать в лекционных занятиях.
Отличительные особенности программы нашего центра заключаются во внимании к культурно-историческому блоку, формирующему основу мышления юнгианского аналитика. Так же, уделяя внимание трём направлениям в аналитической психологии, основой программы является «Школа развития», которая сочетает в себе достижения классического юнгианского анализа и теории объектных отношений (одной из школ психоанализа). Особое внимание в программе уделено клинико-практическим аспектам анализа – диагностике, подходам и стратегиям в терапии различных расстройств.
Программа осуществляется «Межрегиональным обучающим центром по аналитической психологии», аккредитованным РОАП. Руководитель центра Трофимов В.Н. тренинговый аналитик и супервизор РОАП, экс-президент РОАП, врач-психотерапевт, член союза Российских писателей. Преподавателями курса являются тренинговые аналитики и супервизоры РОАП, среди приглашённых преподавателей – сотрудники Института этнологии и антропологии РАН.
Структура программы дополнительного образования «Базовый курс по аналитической психологии»
Лекционный курс 600 ак. часов
- Культурно-исторический блок. (120 лекц. часов)
- Клинико-теоретический блок (192 лекц. часов)
- Клинико-теоретический блок (192 лекц. часов)
110 часов работы в интервизионных группах теоретической подготовки.
490 часа самостоятельной работы, а так же
Разбор клинических случаев и супервизии.
Срок обучения 2 года.
Цель курса: углубленное изучение слушателями теории и практики аналитической психологии, психотерапии и современных тенденций в её развитии. Изучение психоаналитической теории и практики.
Задачи курса:
- Ознакомить слушателей с историей аналитической психологии и психоанализа;
- Ознакомить слушателей с мифологическими, антропологическими, этнографическими, религиоведческими знаниями, которые являются смысловым полем юнгианского анализа.
- Ознакомить слушателей с клинико-теоретическими знаниями структуры личности, её развития как в аналитической психологии, так и в психоанализе (теория объектных отношений).
- Ознакомить слушателей с методологией анализа и основными техниками работы с бессознательным материалом.
- Ознакомить слушателей с подходами аналитической психологии и психоанализа к отдельным нозологическим единицам и типам личностных расстройств
- Показать вклад К.Г.Юнга и постъюнгианцев в современную глубинную психологию и психотерапию;
- получить навыки работы с текстами по аналитической психологии и психоанализу, развить навыки интерактивной работы с первоисточниками.
Формы отчётности:
Текущие:
- Выполнение письменных контрольных работ по темам курса, конспекты основных работ К.Г.Юнга, З. Фрейда, постъюнгианцев.
Цель: усвоение теоретических знаний
- Участие в интервизионных группах теоретического блока. Подготовка докладов по изучаемым темам курса. Групповые занятия с периодичностью 2 раза в месяц.
Цель: освоение юнгианского и психоаналитического дискурса, установление связи между аналитической теорией и практикой.
По окончанию курса:
- устный экзамен, включает вопросы всего курса.
- выпускная письменная работа на выбор:
А) для слушателей, имеющих аналитическую практику, — описание клинического случая (кейс — по стандартам тренинговой программы РОАП)
Б) творческое эссе по работам Юнга, литературного произведения, кинофильма, проанализированного в рамках юнгианского дискурса.
Программа «Базовый курс по аналитической психологии»
Культурно-исторический блок. (120 лекционных ак.часов)
К.Г. Юнг биография и творческий путь.
Жизненный путь К. Г. Юнга. Истоки юнгианской психологии: мифология, религия, философия Запада и Востока. Главные этапы биографии и творчества.
История психоаналитического движения. К. Юнг и З. Фрейд: история отношений, С. Шпильрейн. Общий сравнительный анализ взглядов Юнга и Фрейда, сходство и различие.
Основные работы К. Г. Юнга. Развитие аналитической психологии на современном этапе. Дальнейшее развитие психоанализа – выделение отдельных школ и направлений. Интеграция психоаналитических идей в аналитической психологии. Три школы аналитической психологии (Классическая, Архетипическая, Школа развития). (16 часов)
Мифологические, антропологические, этнографические, религиоведческие знания как смысловое поле юнгианского анализа.
- Мифология: происхождение мифов, разновидности мифов (космогонический, эсхатологический, героический, мифы о животных, культовые мифы и т. д.). Мифология различных стран и народов. Мифологическое сознание. Работы М. Элиаде, Д. Кэмпбелла, Э. Ноймана и др. (16 часов)
- Антропология: философская, физическая, социальная, культурная. (16 часов)
- Этнография: духовная культура народов мира, обряды и традиции. (16 часов)
- Религиоведение: история возникновения религий, религиозные системы (архаические верования и обряды, религии античности, авраамические религии – иудаизм, христианство, ислам, а так же индуизм, буддизм, даосизм и др.). (16 часов)
Работы К. Юнга, посвященные религиозной философии
(«Проблемы души нашего времени», «Ответ Иову», «Тайна Золотого Цветка», «Йога и Запад», «Предисловие к И Цзин» и др.) Гностицизм, герметизм и алхимия Запада. Психоанализ религии. З.Фрейд «Будущее одной иллюзии» (32 часа)
Взгляд Юнга на коллективное бессознательное.
Представления о бессознательном в философии и психологии. Бессознательное в концепции З. Фрейда, структура психического аппарата. Открытие коллективного бессознательного К. Юнгом. Понятие символа. Архетипы и символы коллективного бессознательного. (8часов)
Клинико-теоретический блок (192 часа)
Юнговская модель психики.
Индивидуальное и коллективное бессознательное. Основные архетипы развития: Эго, Персона, Тень, Анима/Анимус, Самость. Архетип и символ. Понятие комплекса. Индивидуация. Телеологический и каузальный подходы. Трансцендентная функция. Динамическая структура либидо, психическая энергия. Синхрония. (8 часов)
- Основные архетипы
1) Психология архетипа Младенца, Матери, Отца, Мудреца, Пуэллы/Пуэра. Ребенок как архетипический образ и как исторический ребенок. Мать как архетипический образ и как личность матери. Роль архетипического и личного отца в процессе индивидуации. (16 часов)
2) Архетип Самости. Понятие Самости по Юнгу. Индивидуация и Эго-развитие. Проявление защит и нарушений Самости в анализе. Модель развития Фордхама. Первичная Самость, деинтеграция и реинтеграция. Нарушение Эго в терминах подлинной и ложной Самости. (8 часов)
3) Эго, Персона, Тень. Трикстер. Аспекты проявления уровней Персоны и Тени в анализе. Компенсаторная связь Персоны и Тени. Конфронтация Тени с Эго, последствия конфликта этих частей в психике индивида. Усиление Тени и невротические вспышки. Индивидуальная и коллективная Тень. Причины расщепления психики человека на «светлые» и «тёмные» стороны. (16 часов)
4) Анима и Анимус. Понятие «Сизигии», активизация архетипа как психопомпа связи с Самостью. Проявление архетипов Анимы/Анимуса в процессе Индивидуации. Четыре стадии развития архетипа Анимы/Анимуса. Проблемы искаженного развития Анимы/Анимуса. (8 часов)
- Теория комплексов. Подход К.Юнга и З.Фрейда к понятию комплекса. Структура комплекса в аналитической психологии. Причина образования комплекса и его развитие. Констелляция комплекса. Комплекс и архетип в аналитическом пространстве. Архетипическое, культуральное, семейное и личное в работе с комплексами, проблемами, симптомами. Понятие культурного комплекса. Проявления комплекса в клиническом материале. (8 часов)
- Процесс индивидуации.Индивидуальность и индивидуация. Индивидуация: путь к Самости. Индивидуация как строительство оси Эго — Самость. Алхимическая символика процесса индивидуации. Нуминозное. Столкновение с Божественным. Определенные особенности индивидуации в различном возрасте и в различных культурах. Брак и брачные отношения. Индивидуация и сексуальные отношения. Гендерные аспекты индивидуации. Индивидуация и гомосексуальность. Индивидуация и семейная жизнь. (32 часа)
- Динамическая теория либидо. Понятие либидо в классическом психоанализе и аналитической психологии. Либидо и психическая энергия. Теория влечений. Стадии психосексуального развития. Эдипов комплекс. Сексуальный инстинкт. Инцест и запрет на него. Символический смысл инцеста в работах Юнга. Понятие «сизигия» и coniunctio. Принципы движения либидо: сохранение энергии, единства и борьбы противоположностей. Преобразование психической энергии. Энантиодромия. Трансцендентная функция. Компенсаторные отношения сознательного и бессознательного. Нормальная и патологическая динамика либидо. Прогрессия, регресс и инфляция. Определенные аспекты динамики либидо в психозах и неврозах. (16 часов)
- Юнгианская типология.Психологические типы и функции. Ведущая и подчиненная функция. Формирование типов в онтогенезе. Работа с психологическими типами в процессе анализа. Возрастная динамика личности, кризисы трансформации. Принципы построения типологии. Четыре функции психики и понятие экстраверсии/интроверсии. Психологическая типология и архетипы. Современные концепции типов личности. Анкетные опросники и проективные методы измерения типов (Майерс- Бриггс, Д. Кирси). Клинические аспекты Юнговской типологии. Связь между типами и определенными нозологическими единицами. Типология и психосоматика. Типология и расстройства личности. Типология как диагностический инструмент. (16 часов)
Представления о динамике развития личности:
- Подход в аналитической психологии. Формирование индивида. Психическая и объективная реальности. Архетип младенца и конфликты детской души. Мотив Уробороса в мифах творения. Психологические интерпретации мифа об изгнании из рая. Роль матери и первичных отношений в развитии психики по Нойманну. Задачи первой и второй половины жизни. Кризис середины жизни. (16 часов)
- Психоаналитический подход. Стадии и уровни психического развития. Искажения развития, их проявление в анализе. Защитные механизмы личности и уровни организации личности – психоаналитический подход. Психоаналитические теории развития и различные направления в психоанализе (А. Фрейд, М. Кляйн, Д.Винникот, М. Малер, Боулби, У. Бион, О. Кернберг, Х. Когут и др.). Взаимодополняющие взгляды юнгианства и других направлений. Теория объектных отношений, объектные отношения на разных стадиях развития. Аналитическая ситуация с позиции теории объектных отношений. Интерсубъектный подход в анализе. «Школа развития», процесс интеграции теории объектных отношений и современной аналитической психологии. Концепция анализа как ритуала инициации. (32 часа)
Тело и соматизация.
Понятие психосоматических расстройств и их классификация. Нормальная и патологическая динамика либидо в процессе развития и в анализе. Пути возникновения проблемы. Роль раннего развития и личностные особенности психосоматического пациента. Символика презентации пациента и ее изменение в процессе трансформации. Первичные и вторичные защитные механизмы. Психические защиты и психосоматическое переключение. Тело на сессии. Работа с психосоматикой, особенности переноса и контрпереноса. Противопоказания для аналитической и динамической психотерапии. (16 часов)
Клинико-практический блок (288 часов)
Методология анализа
- Аналитические отношения и Этический кодекс. Алхимия отношений аналитик – пациент. Личность аналитика, особенности в работе юнгианского аналитика, этические отношения, конфиденциальность, этический кодекс, отношения между коллегами в аналитическом сообществе. Учебный анализ, супервизии и интервизии. Феномен «профессионального выгорания» и его профилактика. (8 часов)
- Процедурная работа. Формирование аналитического пространства, сеттинг. Первичная беседа, терапевтический контракт. Проблема границ в терапии. Аналитический ритуал. Аналитическая дистанция. Сопротивление в анализе. Прерывание, интервалы, окончание терапии. Деньги, использование кушетки. (8 часов)
- Аналитический процесс. Основные цели и этапы юнгианского анализа. Регрессия, адаптация и индивидуация в терапевтическом процессе. Особенности психоанализа и психоаналитической психотерапии. Различия между психоанализом и аналитической психологией. (8 часов)
- Символическая установка в анализе. Архетип и символ. Символическая функция. Символ и знак. Понятие имаготерапии. Психические образы как мост между субъектом и объектом. Особенности работы с метафорой. (8 часов)
- Перенос и контрперенос. История и теория. Вопросы методики и техники. Разработки в области переноса и контрпереноса в психоанализе: концепции и классификации. Идеи Юнга относительно переноса и контрпереноса. Алхимия переноса и контрпереноса («Психология переноса», «Розариум»). Тотальная или частичная включенность в перенос. Эротический и эротизированный перенос и контрперенос. Проекция, интроекция, проективная идентификация. Мистическое соучастие, контейнирование, отыгрывание. (8 часов)
Техники работы с материалом бессознательного.
- Метод ассоциирования. Метод свободных ассоциаций З.Фрейда. Ассоциативный тест Юнга. Линейное и циркулярное ассоциирование. Понятие циркумамбуляции. Субъектные и объектные ассоциации. (4 часа)
- Работа с фантазиями пациента. Теории фантазий. Классический психоаналитический подход к фантазиям. Диагностическое и терапевтическое значение фантазий. Схемы анализа и уровни интерпретаций фантазий. Ключевые Юнговские подходы к работе с фантазиями. (4 часа)
- Интерпретация в аналитическом процессе. Понятие интерпретации, её виды (редуктивная, синтетическая, завершённая). Завершённая интерпретация, три уровня: прошлое, настоящее и будущее. Три пары противоположностей в подходе к интерпретации: субъектный и объектный уровень, проспективная и редуктивная интерпретация, интерпретация переноса и контрпереноса. Проблема экологичности: время и место интерпретации. Роль интуиции и эмпатии. (8 часов)
- Метод амплификации. Возможности и ограничения метода. Амплификация как метод символической трансформации энергии и стимулирования трансцендентной функции. (8 часов)
- Юнгианский анализ сказок. Сказки и мифы в аналитическом процессе. Подход М. Л. фон Франц и Х. Дикмана, К.П. Эстес. Сказки, раскрывающие внутренний мир травмы (Д. Кэлшед). Авторская сказка пациента. Сказки и личные жизненные сценарии. Связь архетипических и личных символов на материале сказок, мифов, литературы, кино. (16 часов)
- Метод активного воображения. История метода. Принципы и стадии активного воображения. Способы организации работы с активным воображением. Отличие от медитации, фантазии и других трансовых состояний. Метод направленной визуализации. Основные темы, условия использования. Алхимическая символика фантазийного мира. Аналитическое и синтетическое толкование материала активного воображения. (8 часов)
- Юнгианский подход к работе со сновидениями. Природа сновидений и методы их толкований в психоанализе. «Толкование сновидений» З. Фрейда. Психология сновидений с точки зрения К.Юнга. Рассмотрение сновидений по функции (компенсаторная, реактивная, проспективная, редуцирующая) и по цели (каузальная и финальная) Проявление личного и архетипического бессознательного. Типология и символика сновидений как значимых сообщений бессознательного. Анализ сновидений (объектный и субъектный уровни). Амплификация образов сновидений. Связь сновидений, личностного мифа и телесного симптома. Символика инициальных сновидений. Серии сновидений. Перенос и контрперенос в сновидениях. Методы работы со сновидениями в аналитическом процессе. (8 часов)
- Арттерапевтические методы в аналитическом процессе. Мандалотерапия. (4 часа)
- Песочная терапия. История метода: подход Доры Кальф. Принципы и способы организации терапевтического процесса. Особенности использования для детской терапии. (4 часа)
- Другие методы. Юнгианская психодрама. Онейродрама. Аналитическая групповая психотерапия. Использование подходов аналитической терапии в телесной и танцевально-двигательной терапии. (8 часов)
Подход аналитической психологии и психоанализа к отдельным нозологическим единицам и типам личностных расстройств (психоаналитический диагноз и диагноз по DSM -4)
- Классификация проблем пациентов. Диагностика. Постановка цели и планирование терапии. Первичные и вторичные механизмы защиты. (16 часов)
- Уровни развития организации личности – невротический, пограничный, психотический. Особенности психоаналитической терапии и аналитической терапии с пациентами невротического уровня, пограничного и психотического. (16 часов)
- Проявление защит и нарушений Самости в анализе. Различие понятий Самости в аналитической психологии и психоанализе. Работы Х.Когута. Первичная Самость, дезинтеграция и реинтеграция. Нарушение Эго в терминах подлинной и ложной Самости. Работы Н.Шварц-Саланта. (16 часов)
Клинические формы расстройств и подходы к их терапии. ( 120 часов )
- Депрессивные и маниакальные расстройства личности. (8 часов)
- Нарциссические расстройства личности. (8 часов)
- Шизоидные расстройства личности. Шизофрения. (8 часов)
- Параноидные расстройства личности. (8 часов)
- Мазохистические расстройства личности. (8 часов)
- Психопатические/пограничные расстройства личности. (8 часов)
- Обсессивные и компульсивные расстройства личности. (8 часов)
- Истерические расстройства личности. (8 часов)
- Диссоциативные расстройства личности. (8 часов)
- Различные виды аддикций. (8 часов)
- Психосоматические расстройства. (8 часов)
- Особенности работы со страхами, фобиями, тревогой и паническими расстройствами. ПТСР. (8 часов)
- Особенности работы с пациентами нетрадиционной сексуальной ориентации (8 часов)
- Работа с терминальными (умирающими) и неизлечимо больными пациентами. (8 часов)
Обсуждение клинических случаев. Супервизии.
Прикладные аспекты аналитической психологии (16 часов)
- Отражение юнгианских идей в литературе, искусстве. Массовое сознание. Взгляд аналитической психологии на политику, рекламу и бизнес. Политическая Самость. (8 часов)
- Сравнительные интерпретации случаев в межсистемном подходе различных методов глубинной терапии. (8 часов)